Министерство обороны Российской Федерации
Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования как в стране, так и в отдельно взятом образовательном учреждении. Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения современного качества образования стремится к организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового понимания образовательных результатов, подходов к их оцениванию, проектированию, реализации основной образовательной программы, функционирования образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.

Актуальными направлениями такого комплексного сопровождения являются: научно-методическое, организационное, информационное.

Основой научно-методического сопровождения внедрения новых Стандартов следует считать формирование, выявление, распространение актуального педагогического опыта, реализацию инновационных проектов открытого образования, здоровьесбережения, программы профориентационной направленности «Мой выбор», публикации в сборниках, создание методических пособий, повышение квалификации педагогического коллектива практико-ориентированной направленности, оформление банка методических разработок.

Организационное направление реализуется возможностью обеспечения координации деятельности структурных подразделений Пансиона, создания рабочих групп по овладению инструментарием Стандарта, основных положений, изучению методических рекомендаций, разработке и реализации системы внеурочной деятельности воспитанниц, планомерной работой над методической темой Пансиона «Профессиональная культура педагога как условие обеспечения качества образования в условиях реализации Программы развития и перехода на ФГОС второго поколения», проведением педагогических советов «Готовность образовательного учреждения к введению ФГОС», «Грани педагогического мастерства», педагогических конференций и педагогических марафонов, постоянно действующих методических семинаров по изучению и применению современных педагогических технологий (кейс-технологии, технологии дебатов, технология обучения и воспитания успехом).

Информационное направление включает в себя информирование участников образовательного процесса о происходящих и планируемых изменениях в организации образовательного процесса посредством сайта Пансиона, дидактического и методического инструментария по организации внеурочной деятельности, по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов.

Таким образом, организация методического сопровождения ФГОС через создание системы развития базовых компетенций педагогов обеспечивает профессиональную готовность педагогических работников к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

 

Федеральный государственный стандарт устанавливается в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Официальные материалы по ФГОС ООО размещены на сайтеhttp://standart.edu.ru

 

Какие требования выдвигает новый ФГОС ООО?

 

Стандарт выдвигает три группы требований:

 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

 

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования;

 

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

 

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

 

В образовании осуществляется переход на компетентностную модель образования. «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы». Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие и воспитание личности гражданина России. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные  виды деятельности, которыми воспитанница должна овладеть к концу основного обучения. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

 

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

 

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

 

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

 

Метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

 

Что такое информационно-образовательная среда?

 

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить:

выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (индивидуальные занятия), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения.