Три дня работы семинара были плотными и насыщенными. В первый день юные «драмоведы» познакомились с драмой как родом литературы и особым видом искусства. И хотя драматургические произведения включены в школьную программу, в ходе установочной лекции выяснилось, что читать и анализировать драму не так просто и для этого требуются особые навыки. Прежде чем перейти к практическим занятиям, юные литературоведы узнали о позиции читателя и зрителя и ознакомились с базовыми понятиями, без которых изучать драматургические произведения невозможно. Что такое афиша (список действующих лиц), какова роль реплик персонажей и авторских ремарок в тексте пьесы, особое значение конфликта в драме - все эти вопросы обсуждали на установочной лекции. А затем, разделившись на группы, рассмотрели эти вопросы на материале конкретных драматургических произведений. Так, одна группа анализировала текст классической драмы – фрагмент «Женитьбы» Н.В.Гоголя, вторая группа разбирала особенности пьесы известного советского драматурга Е.Л.Шварца «Снежная королева», а третья группа исследовала особенности довольно сложной пьесы современного автора Михаила Покрасса «Не про говоренное». Такое необычное название придумано автором, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения – драму языка, которая возникает из-за невозможности и нежелания героев услышать друг друга, а значит, и понять, в том числе самих себя.
На второй день семинар принял формат киноклуба, задачей которого было выявить драматургические законы, которые работают в кино. Посмотрев фильм известного режиссера Сергея Соловьева «Сто дней после детства», одна группа исследовала особенности пространства, в котором разворачивается действие фильма, другая группа анализировала сюжет фильма с точки зрения теория драмы, выделив начальную ситуацию (экспозицию), завязку, перипетии (события, развивающие сюжет), кульминацию, развязку и финальную ситуацию и разобрав конфликт как основу сюжета. И наконец, третья группа выявила и проанализировала многочисленные отсылки к произведениям литературы и живописи, закодированные в этом фильме.
Третий день стал по-настоящему творческой лабораторией для молодых любителей драмы. Главной темой обсуждения стал особый жанр драмы - монодрама, которая была рассмотрена на материале произведения известного современного автора Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Необычный, отличный от классических образцов сюжет, построенный на саморефлексии (обращение к самому себе) настолько захватил юных зрителей, что многие отказались от перерыва! При том, что произведения этого автора рассчитаны в основном на взрослую аудиторию.
Чтобы закрепить полученные знания и почувствовать вкус творческого процесса в полной мере, организаторы семинара предложили юным «драмоведам» попробовать свои силы в создании собственных оригинальных драматических текстов. Три группы получили одну и ту же заготовку – отрывок из реального социологического интервью и должны были за 40 минут (!) написать текст и придумать ремарки, с чем они блестяще и справились. Причем каждой группе удалось придумать совершенно разные оригинальные сценические решения.
Если выразится языком драматургии, то итогом семинара «Драма как она есть: между текстом и сценой/экраном» стало изменение «картины мира» молодых участниц летней школы. Многие признались, что благодаря творческому процессу, в который были погружены три дня, они научились работать в команде, раскрыли в себе таланты драматурга, режиссера и актера. И самое главное научились понимать, что искусство в любом его проявлении помогает глубже узнать самих себя, прикоснуться к тайне другого человека и почувствовать радость творчества.