Научно-методическая и инновационная деятельность
в Пансионе воспитанниц МО РФ
Научно-методическая работа призвана обеспечить научные подходы к организации образовательного процесса с учетом специфических особенностей Пансиона. К таким особенностям относятся:
- особый тип общеобразовательного учреждения, который предусматривает добровольно-вынужденную изоляцию воспитанниц (в том числе от родителей и близких родственников), совместное проживание воспитанниц в условиях общежития;
- принадлежность большинства воспитанниц к социально незащищенным слоям населения (дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети из многодетных семей, дети из семей, где есть только один родитель);
- гендерный подход к обучению и воспитанию;
- урбанизация среды проживания и обучения.
Методическая работа в Пансионе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Этот комплекс мероприятий ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: качества образования, личностного развития и социальной успешности воспитанниц.
Цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства; обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества образования и воспитания, развития личности воспитанниц в образовательном пространстве Пансиона.
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий с учетом специфики Пансиона на основе гендерного подхода, реализации информационных, личностно-ориентированных технологий;
- выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих преподавателей и воспитателей;
- совершенствование педагогического мастерства педагогов;
-оказание всесторонней методической помощи молодым специалистам и вновь принятым педагогам;
- разработка системы профессиональной учебы педагогов на базе Пансиона;
- обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов;
- организация работы по учебно-методическому обеспечению учебного плана;
- разработка системы анализа результатов педагогической деятельности на основе индивидуальной работы.
Основные направления работы
1. Организационно-методическая помощь.
2. Информационно - аналитическая деятельность.
3. Консультативно-методическая работа.
4. Обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов.
1. Организационно-методическая помощь
- проведение предметных и методических недель;
- проведение Фестиваля педагогического мастерства;
- подготовка к педагогическим советам и круглым столам, консилиумам;
- учебно-методическое обеспечение;
- организация и проведение конкурса «Педагог года».
2. Информационно-аналитическая деятельность
- информирование о новых нормативных документах;
- ведение Виртуального методического кабинета;
- обработка и анализ результатов учебной деятельности по преподавателям;
- обработка и анализ результатов посещения уроков;
- оформление материалов предметных и методических недель;
- оформление материалов педагогических советов, семинаров.
3. Консультативно-методическая работа
- индивидуальная работа с педагогами;
- консультации и рекомендации по составлению рабочих программ;
- консультации по новым стандартам образования;
- подбор методических материалов по запросам педагогов;
- консультации по подготовке к урокам;
- размещение тематических материалов в Виртуальном методическом кабинете.
4. Обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов
- систематизация работы по прохождению педагогами курсов повышения квалификации;
- внедрение в практику работы педагогов достижений современной педагогической науки;
- участие педагогов в педагогических конкурсах, выставках, конференциях.
Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования как в стране, так и в отдельно взятом образовательном учреждении. Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения современного качества образования стремится к организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового понимания образовательных результатов, подходов к их оцениванию, проектированию, реализации основной образовательной программы, функционирования образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.
Актуальными направлениями такого комплексного сопровождения являются: научно-методическое, организационное, информационное.
Основой научно-методического сопровождения внедрения новых Стандартов следует считать формирование, выявление, распространение актуального педагогического опыта, реализацию инновационных проектов открытого образования, здоровьесбережения, программы профориентационной направленности «Мой выбор», публикации в сборниках, создание методических пособий, повышение квалификации педагогического коллектива практико-ориентированной направленности, оформление банка методических разработок.
Организационное направление реализуется возможностью обеспечения координации деятельности структурных подразделений Пансиона, создания рабочих групп по овладению инструментарием Стандарта, основных положений, изучению методических рекомендаций, разработке и реализации системы внеурочной деятельности воспитанниц, планомерной работой над методической темой Пансиона «Профессиональная культура педагога как условие обеспечения качества образования в условиях реализации Программы развития и перехода на ФГОС второго поколения», проведением педагогических советов «Готовность образовательного учреждения к введению ФГОС», «Грани педагогического мастерства», педагогических конференций и педагогических марафонов, постоянно действующих методических семинаров по изучению и применению современных педагогических технологий (кейс-технологии, технологии дебатов, технология обучения и воспитания успехом).
Информационное направление включает в себя информирование участников образовательного процесса о происходящих и планируемых изменениях в организации образовательного процесса посредством сайта Пансиона, дидактического и методического инструментария по организации внеурочной деятельности, по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Таким образом, организация методического сопровождения ФГОС через создание системы развития базовых компетенций педагогов обеспечивает профессиональную готовность педагогических работников к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.