Министерство обороны Российской Федерации
Информационный портал «Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»
Кабинет министров одобрил законопроект об образовании

Премьер-министр Дмитрий Медведев отвел правительству еще неделю на доработку нового законопроекта об образовании, после чего собирается внести его на рассмотрение Государственной Думы.

26 июля кабинет министров одобрил новые основные нормы в образовательной сфере. Работа над законопроектом затянулась – только общественная дискуссия продолжалась более полутора лет. Накануне заседания правительства Дмитрий Медведев на встрече с экспертами «Открытого правительства» однозначно дал понять, что Белый дом больше не намерен ждать с принятием документа, которому еще предстоит прохождение через парламент.

До сих пор образование жило на основе базового закона от 1992 года, который даже с учетом постоянно вносившихся в него поправок не мог не отстать от времени. «Наше образование принято ругать, – заметил Медведев. – Я принимал участие в обсуждении закона об образовании, разные точки зрения высказывались, но надо признать, что наше образование все-таки живо». В доказательство премьер-министр зачитал свежие новости: национальная сборная по физике в среду вернулась с Международной физической олимпиады с тремя золотыми и двумя серебряными медалями.

Принятие нового закона и соответствующей госпрограммы развития образования потребует внести изменения более чем в 100 федеральных законов. Потребуется и дополнительное финансирование: на увеличение зарплат педагогических работников, на повышение стипендий, на перераспределение полномочий в сфере образования. «Они будут осуществляться в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований», – подчеркнул глава правительства. Только в 2013 году необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 16 миллиардов рублей, а из региональных – более 400 миллиардов.

– Закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране, - заявил Медведев и сразу же обозначил главный фундаментальный закон для российского образования: - Образование в России, и хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным.

Это не единственная основополагающая вещь законопроекта. «Все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, – подчеркнул премьер. – Они сформулированы и должны быть уже раскрыты в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия».

Медведев выделил еще несколько особенностей документа. Так, законодательно закрепляются нормы для внедрения современных образовательных технологий, что позволит в такой большой стране обеспечить максимально равную доступность образовательных услуг. «Независимо от того, где учится ребенок, будь-то столица или отдаленная деревня, у него должна быть возможность выбрать так называемую индивидуальную траекторию обучения», – напомнил глава правительства.

Особое внимание будет уделяться модернизации системы подготовки рабочих кадров, которую сконцентрируют в учреждениях среднего профессионального образования, учебных центрах и на производстве. Премьер попросил не забыть и о системе начального профессионального образования.

Широкой дискуссии по поводу законопроекта не получилось. Видимо, его обсуждение и доработка шли и без того достаточно долго. А премьер мысленно уже находился на стадии прохождения документа через Госдуму. «Вносить мы его будем, несмотря ни на что, – заявил Медведев. – Тем не менее, он должен приобрести окончательный вид и, если хотите, более беспроблемную форму для дальнейшего движения через Государственную Думу». И глава правительства поинтересовался у министра образования и науки Дмитрия Ливанова, какие могут возникнуть сложности в парламенте.

– Принципиальная позиция, которая действительно позволит нам получить бесконфликтное обсуждение в Государственной Думе, - это сохранение в полном объеме тех льгот, которые действуют уже сегодня, – считает министр. – Отказ от этих льгот будет воспринят, естественно, негативно и даст обильную почву для критики законопроекта.

Второе слагаемое успеха законопроекта среди депутатов – это законодательное закрепление обязанности государственных органов финансировать образовательные услуги с учетом их качества и объема по нормативу, который позволяет установить среднюю зарплату педагогическим работникам на уровне не ниже, чем средняя зарплата по экономике соответствующего региона.

При соблюдении этих условий, уверен Ливанов, в первом чтении документ получит абсолютное большинство голосов.

С чем в Минобрнауки проблем не видят, так это с внедрением новых принципов образования. Дмитрий Ливанов рассчитывает, что закон будет принят, если не до конца года, то в первые месяцы следующего. «Внедрение закона не вызовет проблем, потому что предусмотрена преемственность с предыдущим законом, – подчеркнул глава Минобрнауки. – Он вступит в силу сразу же после принятия».

Комментируя состоявшуюся накануне дискуссию в рамках «Открытого правительства», на которой премьер подтвердил курс на сокращение числа вузов в стране, Ливанов рассказал, что в следующие два-три года высших учебных заведений может стать меньше на 20 процентов, а филиалов вузов – на 30. «Мы будем делать так, чтобы хорошо работающие вузы развивались, а плохо работающие получали понятный сигнал», – заявил министр. Отстающие учебные заведения должны будут либо улучшать свою работу, либо становиться частью более сильных вузов, или же прекращать свое существование.

При этом государство будет стремиться к тому, чтобы сохранить отраслевые вузы, и им гарантирована государственная помощь. Кроме того, есть понимание, что в каждом регионе должен быть свой вуз.

 

По материалам «Российской газеты» - Федеральный выпуск №5844 (171)